Всего за два дня у Вас есть возможность осуществить путешествие во времена средневековых крепостей ХІV-ХVІ века — легендарного Каменца-Подольского, неприступного Хотина, а также скального Свято-Михайловского монастыря ХІІв.(Бакота) Ознакомиться с историей и современной жизнью армянской общины Подолья.
Массовая иммиграция армян на Подольские земли началась еще в ХІв. после взятия столицы Багратидов (города Ани) сначала византийцами, потом турками. В конце ХІІІв. еще часть армян появляется на Подолье по приглашению Галицкого князя Льва Даниловича. Тогда большая община обосновалась в Каменце и основала еще две колонии вблизи города – Армяне и Армянки. В середине ХІVв. произошла наибольшая миграция армян на Подолье. Живописные долины и скалистые берега рек поросших лесами напоминали армянским переселенцам покинутую отчизну.
Таким образом в средние века в Каменце-Подольском сформировалась самая многочисленная и богатая армянская община на Украине. Подольская община была состоятельна настолько, что короли Польши неоднократно обращались к армянам за кредитами на военные нужды. Основой экономического процветания колонии была торговля восточными и местными товарами - коврами и тканями, лошадьми и холодным оружием, ювелирными изделиями и пряностями. Знаменитые во всей Западной Европе армянские зодчие оставили после себя богатое наследие - храмы, жилые дома, военные укрепления, большую торговую площадь.
Богатые армяне не жалели денег на благотворительность - они подарили городу несколько церквей, больницу для неимущих, выделили средства на строительство городского колодца.
Положение колонии ухудшилось после захвата города турками, но окончательно община распалась только в конце ХVІІІв.
В Каменце-Подольском и сейчас проживают армяне, которые организовали немногочисленную, но дружную армянскую общину.
Всего за два дня у Вас есть возможность осуществить путешествие во времена средневековых крепостей ХІV-ХVІ века — легендарного Каменца-Подольского, неприступного Хотина и роскошных Черновиц. Ознакомиться с историей и современной жизнью еврейских общин Подолья и Буковины.
Каменец-Подольский — город семи культур. Семь народов вложили часть своей культуры, мастерства и знаний в строительство и развитие города, это: русские, украинцы, евреи, поляки, турки, армяне, литовцы. Однако на протяжении многовекового периода проживания евреев в Каменце городские власти не всегда были лояльны к ним. В 1447г. городской староста выдал указ, согласно которого евреи под страхом заключения не имели право селиться в Каменце более, чем на трое суток. Несмотря на подобные указы, евреи не только селились в городе, но и вели активную торговлю, занимались ремесленничеством, строили дома.
В ХVІІІв. Каменец сыграл значительную роль в религиозной и общественной жизни евреев Подолья. История сохранила имя каменецкого Рабина Мордехая Зеев Оринштейна, известного ученного-кабалиста. В 1775г. он был назначен рабином всей Галиции. В 1757г. в стенах Кафедрального костела состоялся диспут между талмудистами и франкистами. После победы франкистов на площади у городской Ратуши было сожжено более 1000 экземпляров Талмуда, завезенных с Подолья.
На протяжении ХІХв. евреи постепенно заселили большую часть Старого города. Рынок в центре города фактически превратился в еврейский базар. В топонимике города появились характерные названия: улицы Ливинзона и Кронштейна, магазины Клеймана и Ванштейна, контора Гинцбурга.
В начале ХХв. годы революции и Гражданской войны принесли еврейской общине погромы, грабежи и разорение. Самой трагической страницей в истории евреев Каменца стала Вторая мировая война. Для восьмидесяти тысяч евреев Западной Европы Каменец стал Холокостом. Комиссией по расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков на территории района было выявлено семь мест массового захоронения евреев, в т.ч. могила с телами пятисот детей.
Сейчас в городе существует и активно работает еврейская община Хэсед Бешт.